Запросить консультацию по программе и ценам
В условиях кризиса, связанного с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением эпидемиологических требований и ограничений, многие организации столкнулись с трудностями при исполнении заключенных договоров.
Организациям приходится в сжатые сроки принимать решение о судьбе заключенных договоров и искать правовые средства для обеспечения исполнения обязательств.
Мы постарались собрать ответы на наиболее частые вопросы о договорной работе в период кризиса и советы, которые помогут Вам грамотно организовать работу с договорами и сократить издержки.
В каких случаях и каким образом следует поступить с договором, исполнение которого стало невозможным в условиях кризиса?
В зависимости от конкретных обстоятельств договор можно прекратить в связи с невозможностью исполнения, изменить или расторгнуть в связи с существенным изменением обстоятельств, приостановить исполнение и исключить ответственность за просрочку по причинам форс-мажора. Кроме того, обязательства можно пересмотреть путем изменения договорных условий. Набор инструментов и выбор конкретного решения зависит как от условий заключенного договора, так и от фактических обстоятельств его исполнения.
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Однако в случаях, когда исполнению обязательства препятствует физическая невозможность или юридическая невозможность, такое обязательство прекращается автоматически. Важно, чтобы обстоятельство, которое привело к невозможности исполнения договора, возникло после его заключения и не зависело ни от одной из сторон.
Можно ли избежать ответственности за неисполнение договора в условиях кризиса?
Единственным исключением, при котором сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность, не несет ответственность за неисполнение или нарушение обязательств является неисполнение или нарушение договора, вызванное наступлением чрезвычайных и непредвидимых обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает (форс-мажор).
Однако следующие обстоятельства:
- нарушение обязанностей со стороны контрагентов
- отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров
- отсутствие денежных средств
- финансовый кризис
- противоправные действия третьих лиц
- девальвация национальной валюты и изменение валютного курса
- банкротство контрагента должника
- отзыв лицензии
не считаются обстоятельствами непреодолимой силы.
Таким образом, если неисполнение или нарушение договора связано с одним из указанных обстоятельств, следует обратиться к другим инструментам, ссылаться на объективную невозможность исполнения договора, существенное изменение обстоятельств или инициировать переговоры об изменении условий заключенного договора на период кризиса (в том числе на период действия обстоятельств, связанных с COVID-19).
Как правильно уведомить стороны о наступлении обстоятельств, которые влекут за собой невозможность исполнения договора?
Срок и порядок уведомления о форс-мажоре может быть указан в договоре. Если процедура согласована, следует ее соблюдать. В противном случае оговорка о форс-мажоре может быть неприменима. Если процедура уведомления не согласована, следует направить контрагенту письменное уведомление о наступлении форс-мажора как можно раньше, чтобы избежать требований о возмещении убытков.
Изменятся ли сроки исполнения обязательства в условиях «нерабочих дней» весной 2020?
Срок исполнения договорного обязательства рассчитывается в календарных днях, если расчет в рабочих днях прямо не предусмотрен законом или договором. Поскольку Указами Президента Российской Федерации дни с 30 марта по 11 мая 2020 г. объявлены «нерабочими», возникает вопрос об исполнении обязательства, срок исполнения которого приходится на период таких «нерабочих дней».
Данные дни не считаются нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию законодательством РФ. В связи с этим, если отсутствуют основания для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства установление нерабочих дней в период с 30 марта по 11 мая 2020 г. не является основанием для переноса срока исполнения обязательства.
Стоит ли указывать COVID-19 как обстоятельство непреодолимой силы?
К обстоятельствам непреодолимой силы могут относиться только обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Следует иметь в виду, что даже если стороны назвали какое-либо обстоятельство форс-мажором в договоре, автоматически это не означает, что оно будет признано таковым при разрешении судом возникшего спора. Кроме того, в случае заключения договора в период COVID-19 суд может прийти к выводу, что коронавирус не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку отсутствует такой признак как «чрезвычайность». В связи с этим, эффективнее распределить риски введения новых ограничительных мер из-за COVID-19 через договорные институты возмещения потерь, отказа от права и отказа от договора.
В условиях кризиса остро стает вопрос минимизации возможных потерь.
Одним из возможных способов достижения успеха будем считать оптимизацию работы. Между Вами и плодами вашей трудовой деятельности есть связующий элемент – организация рабочего процесса. С помощью этого инструмента можно облегчить себе жизнь или, наоборот, добавить ненужных хлопот.
Что следует сделать, когда конъюнктура рынка играет не в Вашу пользу? Во-первых, необходимо понять, оптимизация чего поможет сократить расходы: денежные, временные, эмоциональные.
Обратите внимание на учет договорной деятельности Вашей организации. В каком виде Вы ведете контроль договоров, и кто за ними следит? На этот вопрос есть два варианта ответа. Реестр договоров в Вашей фирме существует в бумажном или в электронном варианте. Давайте рассмотрим преимущества и минусы каждого из них.
Для сравнения вариантов организации рабочего процесса по учету договоров отберем четыре важных критерия: время, безопасность информации, исполнительский контроль и скорость выполнения задачи.
Когда реестр договоров ведется в бумажном виде, сотрудникам компании понадобится время, чтобы найти нужный договор. Имея отдельную программу для работы с реестром договоров, одним кликом можно открыть любой документ. А ведь в течение дня Вы можете просматривать десятки разных документов, поэтому, работая в специальной программе, Вы сэкономите драгоценное время.
Любая организация, работающая с коммерческой информацией (которая содержится также в договорах), заинтересована в их безопасности. Проблемы с конфиденциальностью могут в один момент испортить репутацию, заработанную годами. Полка с документами охраняется не всегда, а доступ к электронному реестру договоров регулируется руководством на уровне прав пользователя.
Человеческий фактор может сыграть с Вами плохую шутку. Невозможно все держать в голове, например, график платежей по договору. Отдельная программа для ведения реестра договоров об этом не забудет, более того она всегда напомнит о задолжностях по оплате, истекающем сроке действия договора, что позволит избежать ненужных затрат и возможных рисков.
И конечно, в электронном реестре намного удобнее увидеть общую картину, скоординировать свои действия и принять ключевые решения по реестру договоров.
Подводя итог, нетрудно заметить, как выгодно работать с компьютерной программой.
Не стоит бояться новых решений и хранить документы по старинке на полках. Выбирайте отдельную программы для учета договоров и экономьте время и деньги.
Многие успешные руководители уже давно пользуются удобной, недорогой, но функциональной программой «Договор Партнер», разработанной специально для работы с договорами.
Она позволяет сформировать реестр договоров со всей необходимой информацией: номер, дата заключения, контрагенты, исполнители, согласователи, графики платежей, предмет договоров и другие параметры. Узнать подробности и ознакомиться с программой можно на официальном сайте: https://dogovor.rp-integra.ru/